И.М. Гуревич

О возможности сохранения Разума при космических и планетных катаклизмах



Существование Земной цивилизации (ЗЦ) с определенной вероятностью может быть прервано в близком будущем при столкновении Земли с массивным космическим телом или космическим излучением высокой интенсивности. Неблагоприятные климатические изменения и неразумное поведение людей также могут стать причиной прекращения существования ЗЦ. Поэтому естественно обсудить проблему сохранения "Разума" и, исходя из особенностей процесса познания Вселенной [1, 2], наметить методы ее решения. Проблема сохранения "Разума" является одной из проблем SETI и не может быть решена без привлечения ученых разных специальностей: астрофизиков, радиофизиков, специалистов по космической технике, информатике, обучению, биологов, психологов, врачей, ...

Можно выделить два этапа познания Вселенной.

Формирование "Разума". Продолжительность этапа формирования "Разума" может оцениваться временем с возникновения жизни (появление прокариотов) 3,8 млрд. лет [3], или временем начала формирования солнечной системы ~ 5 млрд. лет, или временем существования Вселенной ~ 15 млрд. лет.

Собственно познание Вселенной "Разумом" и развитие "Разума" в ходе познания Вселенной. Начало научного познания Вселенной, по-видимому, можно отсчитывать от начала познания ЗЦ математических истин. Продолжительность этапа познания Вселенной может оцениваться по известным археологическим и историческим данным - всего несколько тысяч лет. За это время "Разум" существенным образом (на много порядков) сжал и продолжает сжимать информацию, содержащуюся во Вселенной ( ~ 1090 бит) [1-2].

Вторичное формирование "Разума" крайне маловероятно, поэтому необходимо сделать все возможное для сохранения "Разума". Предлагаемое решение - создание и использование познающих комплексов - минимальных субъектов познания (МСП). Для сохранения результатов познания и самого процесса познания ("Разума") предлагается сформировать несколько "минимальных" субъектов познания, разместить их на Земле, Луне, планетах солнечной системы и отправить в космос, предусмотрев периодическую корректировку Земной цивилизацией их баз знаний и начало самостоятельной работы МСП в случае гибели ЗЦ.

Следует отметить, что задача сохранения "Разума" при катаклизмах человечеством уже решалась. Ноев ковчег несколько тысяч лет назад спас зарождавшийся земной "Разум" от всемирного потопа. Минимальный субъект познания это Ноев ковчег наших дней, призванный сохранить "Разум" при возможных катаклизмах. МСП состоит из уже сформированного "Разума" и минимальных ресурсов его обслуживания.

Сформированный "Разум" МСП это:

Мыслящие существа - люди, составляющие естественный разум.

Компьютеры, приборы, устройства, составляющие искусственный разум.

Библиотеки, хранилища знаний, обеспечивающие хранение методов, технологий и результатов познания.

Средства обучения.

Средства приема и интеграции знаний ЗЦ, полученных после начала автономного функционирования МСП.

Средства активации МСП по сигналу от Земной цивилизации или в соответствии с самостоятельным решением.

Минимальные ресурсы обслуживания процесса познания (минимально необходимая среда обитания "Разума") это:

Средства энерго и жизнеобеспечения.

Средства перемещения.

Средства колонизации внеземных объектов (например, планет в различных звездных системах).

Отметим некоторые особенности проблемы сохранения "Разума".

Сохранение "Разума" наряду с собственно познанием должно стать приоритетной задачей Земной цивилизации.

Минимальный субъект познания не может быть автоматическим, он обязательно должен включать людей.

Размещение МСП во Вселенной - это "полет без возвращения " [4].

Проблема сохранения "Разума" путем формирования минимальных субъектов познания в значительной мере решаема в настоящее время. Кроме того, формирование минимальных субъектов познания - задача, решение которой нельзя откладывать. В связи с этим, предлагается включить в российскую и международные программы SETI на ближайшие 10-20 лет, задачи сохранения "Разума". Это задачи, решение которых возможно на Земле и в пределах солнечной системы:

Отбор для МСП знаний, средств познания, включая средства обучения.

Создание прототипа (действующего макета) МСП.

Формирование, обучение и постоянная работа экипажей прототипа МСП.

Моделирование с помощью прототипа МСП процесса познания ЗЦ Вселенной.

Участие прототипа МСП в процессе познания Вселенной.

Прогнозирование космических катаклизмов, грозящих солнечной системе.

Определение минимально необходимого количества МСП во Вселенной;

Определение наиболее надежных мест размещения МСП ("тихих заводей").

Расчет траекторий полета МСП для размещения в ближайшей части Вселенной.

Создание на Земле защищенного МСП (защищенного от возможных климатических изменений, и возможных разрушений в ходе войн и техногенных катастроф).

Создание МСП на Луне.

Создание МСП на одной из планет солнечной системы.

При посылке космических кораблей на планеты солнечной системы, создании

поселений необходимо отрабатывать решения по сохранению "Разума", реализовывать фрагменты МСП.

Проблема сохранения "Разума" и проблема осуществления межзвездных путешествий

имеют много общего. Поэтому важна готовность человечества к межзвездным путешествиям. Рассматриваются разные аспекты организации межзвездных путешествий (численность команды, возможная структура управления, выбор космического корабля, скорость полета, удобство для экипажа, продовольственное снабжение, готовность к полету, ...). Предложены и готовы к реализации конкретные решения. Вместе с тем, прежде чем начнется реальное осуществление межзвездных полетов, потребуется решить много научных, технических, социальных проблем. На их решение потребуются многие годы. Но это уже обозримое будущее.

По мере реализации предлагаемых задач, готовности ЗЦ к межзвездным путешествиям, необходимо будет подготовить и направить во Вселенную несколько МСП.

Моделирование процесса познания Вселенной и работа МСП позволит получить экспериментальный ответ на вопрос В. М. Липунова, заданный автору в частной беседе, "Почему на познание Вселенной требуется всего несколько тысяч лет и всего несколько гениев?", а также получить фундаментальные ограничения на минимально необходимые ресурсы для познания Вселенной.



Используемые источники

Гуревич И. О познаваемости сложных систем: Познаваема ли Вселенная? Наука и культура 06.VII.2004. http://www.pereplet.ru/text/gurevich/gurevich.html.

Гуревич И.М. Сжатие информации "Разумом" в процессе познания Вселенной. Настоящий сборник.

Панов А.Д. Кризис планетарного цикла Универсальной истории и возможная роль программы SETI в посткризисном развитии. НИИЯФ МГУ, г. Москва. http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/articles/krizis.html.

Гиндилис Л. М. SETI: Поиск Внеземного Разума. Физматлит. Москва 2004.