Steinberg WaveLab 4.0 для начинающих и профессионалов
Когда звуковой редактор Steinberg WaveLab пытаются сравнивать с Sonic Foundry Sound Forge, я такой вариант не приемлю по одной причине - это абсолютно разные программы, представляющие различные концепции и предназначенные немного для разных целей. У них даже маркетинговые политики отличаются. В рамках данного материала с помощью нескольких типовых заданий и примеров я попытаюсь показать ключевые (!) моменты особенности работы в WaveLab.
Плюсы WaveLab
Итак, давайте рассмотрим основные плюсы программы:
· Удобный интерфейс, возможность запуска сразу нескольких копий программы и одновременной работы с ними.
· Полноценная поддержка VST и DirectX-плагинов (вам не нужны такие программы как VST-DX Adapter и т.п.).
· Расширенная индикативная часть (некоторые модули не имеют аналогов, например, Bit Meter, который отображает текущую разрядность обработки, что важно, а также, встроенный корреллометр - редкость для подобного ПО).
· Процессор обработки множества файлов (если стоит задача обработать большое количество файлов и/или переконвертировать их в другой формат, как, например, Wave в MP3, то данный модуль не заменим).
· Работа с CD (граббинг в нескольких режимах, связь с CDDB, CD copy, запись CDDA, Data CD-ROM и CD-E, составление аудио компакт-диска в режиме мультитрека, специальный редактор для создания обложек и наклеек на диск, поддерживающий импорт графических файлов и т. п.).
· База данных (в программу встроен специальный модуль, позволяющий создать и хранить в нем базу данных по сэмплам на ваших жестких дисках, в локальной сети либо на CD. Специальный редактор позволяет без труда идентифицировать диск, считать с него все нужные данные и подвергнуть их сортировке по различным параметрам).
· Модуль архивации данных (все данные можно заархивировать, для этого в программе даже предусмотрен специальный формат сжатия, не предусматривающий потери в качестве).
Таким образом, используя WaveLab "на всю катушку" можно не устанавливать большое количество лишних программ и тем самым не тратить лишних денег.
Задание 1:
Начнем с того, что научимся запускать сразу несколько приложений и работать в них. Открываем WaveLab, после этого переходим в закладку главного меню Tools и выбираем пункт Open a new WaveLab Application (empty). В результате у нас открылся еще один интерфейс WaveLab - теперь их два (на самом деле количество одновременно загруженных WaveLab не ограничено). Задание расширяется - во втором загруженном интерфейсе запускаем модуль Tools - Batch file Encoding, и вносим в него список wav-файлов для кодирования в MP3. Загрузив в него файлы и нажав кнопку Run, мы с легкостью переходим к первому интерфейсу и работаем в нем, пока второй занят конвертацией.
Примечание: Помимо MP3, модуль Batch file Encoding позволяет кодировать звук в WMA и OSQ (собственный формат сжатия WaveLab, не предусматривающий потери в качестве, OSQ - аббревиатура от Original Sound Quality).
Задание 2:
Давайте загрузим обыкновенный wav-файл (16 бит, 44,1 КГц) и для начала подвергнем его анализу. Мы можем увидеть спектрограмму, изменяющуюся в режиме реального времени (Spectrum Meter), а также в виде трехмерного графика (Analysis - 3D Frequency Analysis). Для профессионалов есть модуль автоматического проведения общего анализа файла или выделенного его фрагмента (Analysis - Global Analysis). На данном этапе мы получаем информацию по RMS, пикам, DC Offset, питчу, ошибкам и т.п. Корреляцию можно проверить с помощью отдельного индикатора Phase Scope.
Теперь попробуем добавить какой-либо эффект - плагины подключаются в окне Effects на мастер-панели. Открыв данное окно, мы обнаруживаем, что программа позволяет загрузить одновременно восемь модулей VST и DirectX.
Примечание: Конечно, учитывая весь арсенал DirectX и VST, общий массив возможных к использованию плагинов огромен. Для его сортировки воспользуйтесь Options - Organize Master Section Plug-ins. В этом же окне вы сможете закрепить за каждым плагином сочетание "горячих" клавиш для быстрого вызова.
Как известно, современная обработка эффектами требует переход на повышенные значения разрядности, что иногда называется "разрядностью внутренней обработки". Сейчас в ходу модули, работающие на уровне 24, 32 и 64 бита. Соотвественно, при обратном пересчете на 16 бит могут возникать ошибки квантования. Для исправления данных ошибок существует операция именуемая дизерингом (Dithering). На мастер-панели ей выделено отдельное окно с одноименным названием.
Примечание: в WaveLab 4.0 используется один из лучших в мире алгоритмов дизеринга от Apogee - UV 22 HR, который широко применяется в современной индустрии звукозаписи. Помимо этого, все плагины, содержащие модуль дизеринга, такие как Waves L*-Ultramaximizer, Waves IDR автоматически переносятся в окно Dithering на мастер-панели.
Модуль индикации Bit Meter отображает: на каком уровне разрядности происходит внутренняя обработка. Исходя из полученных таким образом данных, можно делать выводы о целесообразности подключения модуля дизеринга. Если вы заинтересовались этой темой, рекомендую обратиться к дополнительной литературе и изучить вопрос более подробно.