Как вести себя при общении с агрессивными людьми?

Каждый из нас попадал в ситуацию, когда другой человек вымещал свою агрессию на нас. Возможно, это был недовольный качеством сервиса покупатель, возможно, это был коллега по работе, который чувствовал, что с ним поступают неподобающим образом, а, возможно, это был Ваш родственник, которого Вы не уважили. Случаи бывают совершенно разные.

Чаще всего, когда человека начинают атаковать, он старается нанести ответный удар, что не всегда разумно. Ответный удар лишь зачастую подливает масло в огонь, однако ничего не разрешает. Разумнее было бы в подобной ситуации постараться понять человека, причины его поведения, постараться успокоить его и здраво обсудить ситуацию. Однако в самый  разгар нападок самым, пожалуй, неразумным, было бы сказать: "успокойся, давай обсудим ситуацию". Вместо этого воспользуйтесь следующими советами:

Дайте человеку выговориться
Не перебивайте человека и не пытайтесь сообщить Вашу точку зрения. Постарайтесь внимательно выслушать человека, с помощью вербальных (да, я понимаю) и невербальных знаков (покачивание головы в знак согласия) дать понять, что Вы все во внимании.

В ходе разговора спросите о том, что побудило человека агрессивно повести себя в отношении других
Постарайтесь в ходе монолога человека, который вспылил и выместил свою агрессию на других, невольно спрашивать, почему он это сделал, как вообще разворачивалась ситуация. Если собеседник осознает, что Вы настроены на то, чтобы понять его, он начнет успокаиваться.

Запишите некоторые моменты из разговора
В некоторых случаях фраза "Я хочу быть уверенным в том, что правильно понимаю твои основные причины негативного отношения ко мне. Не будешь ли ты возражать, если я их зафиксирую?". Это может привести к тому, что человек будет излагать свои причины медленнее (чтобы Вы их зафиксировали!), что позволит ему успокоиться и унять свою агрессию.

Однако фиксирование информации может в некоторых случаях привести к обратному и вызвать еще большую злость у человека, поэтому данную стратегию следует применять с осторожностью.

Всем своим взглядом выразите свою заинтересованность, внимание
Выразите невербально свое внимание и интерес к тому, что говорит Ваш оппонент, в то же время давайте понять своим взглядом, что Вы ничуть не напряжены и хорошо расположены.

Говорите в мягкой форме
Никогда не повышайте голос, чтобы человек, который на Вас кричит, услышал Вас. Повышенные тона в данном случае еще больше "раззадоривают" человека. Старайтесь наоборот говорить на тон тише обычного, что в итоге привет к тому, что и разъяренный "собеседник" сбавит тон.

Кратко подведите итог тому, что сказал Ваш оппонент
Дайте понять, что Вы внимательно выслушали Вашего оппонента, для чего скажите "позволь мне теперь в тезисной форме еще раз сообщить основные моменты, сказанные тобой, чтобы убедиться в том, что я тебя правильно понял".

Не спорьте
Старайтесь не спорить и не перебивать оппонента, а внимательно его выслушать, даже, когда хочется в ответ наброситься с кулаками. Помните: "унижая и оскорбляя других, Вы унижаете и оскорбляете, прежде всего, самого себя".

Старайтесь найти как можно больше моментов, по которым Вы согласны с оппонентом
Если внимательно и трезво обдумать слова оппонента, Вы наверняка найдете несколько моментов, по которым Вы будете солидарны с ним. Постарайтесь отметить те пункты, которые действительно являются весомыми в обвинениях Вашего оппонента, и дайте понять, что по данным пунктам Ваш оппонент совершенно прав. Подобное поведение даст понять оппоненту, что Вы стараетесь справедливо оценить ситуацию и не стремитесь оправдать себя.

Спросите, готов ли оппонент выслушать Вашу дополнительную информацию
В данном пункте имеется в виду, что пришло время рассказать Ваше видение ситуации и Вашу позицию. Ваше предложение сообщить свое видение ситуации не должно звучать так, словно оно верно и справедливо, а видение ситуации Вашим оппонентом надуманно и ошибочно. Вам скорее следует преподнести Вашу точку зрения как дополнительные факты к истории, рассказанной оппонентом, которые необходимы для воссоздания всей ситуации в целом.

Поинтересуйтесь у оппонента, как можно разрешить сложившуюся ситуацию
Спросите у человека, который вымещал свою раздраженность, агрессию о том, как вы оба можете исправить ситуацию, разрешить возникшие разногласия, выслушайте его предложения и внесите свои.