Native Instruments FM8. (Скачать)
Довольно давно Native Instruments выпустили очень качественный витруальный синтезатор FM7. Он по своей сути был виртуальным аналогом синтезаторов Yamaha DX серии, но с расширенными возможностями и усовершенствованиями. Достаточно много коллективов спустя некоторое время использовали в своих композициях звуки из FM7. Действительно, то был очень удачный виртуальный синтезатор. Во-первых, там можно было работать в нескольких режимах - лёгкий и продвинутый, а особо ленивым можно было просто выбирать из красивых, сочных пресетов. Во-вторых, пресетов на него в интернете было, да и сейчас доступно очень много. И, наконец, в-третьих, он имел и имеет возможность импортирования звкуов в формате sysEx, что позволяет еще больше расширить арсенал уже готовых звуков. Но, вот появляется FM8. Разберемся, что же нового он нам несёт?
Внешний вид Native Instruments FM8
Как гласит народная мудрость: "встречают по одёжке". Новая версия не исключение из правил. В отличие от FM7, который имел дизайн своих "железных" собратьев, FM8 более футуристический и имеет вид непосредственно виртуального синтезатора (рис. 1)
Рисунок 1. FM8 во всей красе
Естественно, некоторые атрибуты остались. Например - фирменная "фишка" - окно спектра звука (вверху справа). Также осталась виртуальная клавиатура внизу. Для удобства она отключается кнопочкой с изображением клавиш (левее кнопки Save As).
Переключение между секциями упорядочено и вынесено в столбик слева. Собственно, так мы и будем рассматривать возможности FM8, последовательно, по секциям.
Browser в Native Instruments FM8
Браузер стал гораздо более удобным и довольно гибким и функциональным (рис. 2).
Рисунок 2. Браузер базы инструментов FM8
На рисунке 2 изображено окно браузера в режиме базы данных и Instruments. То есть сейчас перед нами нету непосредственно инструментов, а есть просто категории, отмечая пункты в которых мы фильтруем список инструментов, отображаемых в правом окне. То есть в категории Instruments мы выбираем Synth, а в категории Genre - House. В результате у нас в окне справа будут отображаться инструменты типа Synth, в жанре House. Очень удобно. Причём, фильтры можно устанавливать в одной категории хоть все сразу (кроме Instrument).
Та же ситуация и с эффектами - если нажата кнопка Effects, то FM8 работает как процессор эффектов. Как эффект мог работать еще и FM7, так что это не в новинку, но удобство гораздо выше, особенно из-за продуманного браузера. Правда, изначально эффектов в основной библиотеке немного - около десяти.
Вверху посредине находится окно поиска. Поиск тоже довольно удобный, правда, без расширенных возможностей. Если нажать на кнопку Sounds, то мы переключимся в режим браузера файлов. В левой части - папки, в правой - их содержимое. На этом останавливаться, я думаю, не стоит.
Еще можно переключиться в режим Program (рис. 3), где из правой части пресеты можно перетаскивать в правую.
Рисунок 3. Окно Миди-программ в FM8
Секция Attributes в NI FM8
В этом разделе приводятся атрибуты выбранного пресета, более подробная информация о нём (рис. 4)
Рисунок 4. Окно атрибутов инструмента в FM8
Это окно чем-то напоминает окно браузера. Здесь, выбрав какой-то пресет, мы видим информацию о нём. В левой части - к каким категориям он относится, в правой - его мета-информация. В мета-информации содержатся данные о его авторе, количество входов и выходов, рейтинг, цвет и комментарии. Менять эти атрибуты нельзя, т.к. они являются лицензионной частью пакета FM8.
Секция Master в NI FM8
Эта страница открывает нам доступ к глобальным настройкам пресета, таким как: выходной уровень, натройки транспозиции, настройки миди-контроллеров (рис. 5).
Рисунок 5. Окно глобальных настроек в FM8
Итак, регуляторы уровня (Volume) и соответствующие индикаторы (Level) расположены вверху слева - отдельно для входного (input) (в случае если он используется для обработки эффектов, либо является модулирующим сигналом для инструмента) и для выходного (output) сигналов.
Polyphony - задаёт полифонию для инструмента, т.е. максимальное количество одновременно сыгранных нот. В режиме mono синтезатор работает наподобие старых аналоговых синтезаторов, т.е. играется всего одна нота, даже если взять аккорд. Плюс включается режим легато, т.е. плавный переход от одной ноты к другой. Если же отключить режим моно и поставить полифонию равную 1 ноте, то переход будет резким, без легато.
Unison - определяет "расплывчатость" одной клавиши. Если выставить на несколько голосов и увеличить detune (расстройку), то получится эффект очень похожий на хорус. Для еще большей "жирности" можно увеличить параметр pan. Кнопка Dynamic динамически устанавливает унисон на клавиши в режиме полифонии.
Pitch - устанавливает параметры транспозиции для инструмента. Master tune - в пределах полутона (+/-1), а в окошке - в пределах двух октав с шагом в полутон.
Portamento - включает функцию портаменто. Time - выставляет время, за которое тональность одной ноты сменяется другой. Режим Auto в основном полезен при включенном арпеджиаторе, т.к. он включает портаменто сам при игре легато.
Arpeggiator - производит основные настройки арпеджиатора - его темп, размерность и режим синхронизации. При включенном режиме Key Sync рисунок арпеджиатора рестартует при каждом новом нажатии клавиши, в противном случае - рисунок арпеджиатора играет независимо от нажатия клавиш.
Quality - этот подраздел отвечает за специфическое качество звучания. Ползунок Analog придает "аналоговость", т.е. случайные тональные перекосы, как в старых синтезаторах. Digital - добавляет эффект понижения разрядности до 12 бит, как в DX-подобных синтезаторах.
Секция Effects в NI FM8
Этот раздел, как ясно из названия, отвечает за эффекты (рис. 6).
Рисунок 6. Окно эффектов в FM8
В этом окне происходит моделирование цепи эффектов обработки сигнала. Причём в режиме работы FM8 не как инструмента, а как эффекта эта страница является основной. Цепь прохождения сигнала фиксированная - сверху вниз. То есть поставить сначала овердрайв, а потом хорус не получится, последовательность фиксированая.
В окошечке справа вверху под надписью Template находятся некоторые пресеты, представляющие собой заготовки цепи эффектов и их настроек. Кроме уже заготовленных есть 12 слотов для пользовательских пресетов. Всего доступно 12 эффектов, которые включаются соответствующими кнопочками возле надписи эффекта. Подробно останавливаться на каждом не будем, просто пробежимся по ним в общих чертах.
Overdrive - перегрузка. Tube Amp - эмулятор лампового гитарного усилителя. Cabinet - эмулятор гитарных динамиков (кабинетов), в связке с Tube Amp эмулируют комбо-усилитель. Shelving EQ - двухполосный параметрический эквалайзер. Peak EQ - двухполосный параметрический эквалайзер с регулировкой добротности. Talk Wah - "вау"-эффект. Phaser - фэйзер. Flanger - флэнжер. Tremolo - тремоло. Reverb - довольно простой ревербератор. PsycheDelay - цифровая задержка, создаёт различные эффекты от простого эха до эффекта "задом наперёд". Chorus/Delay - хорус, совмещенный с задержкой.
Почти все эффекты имеют возможность синхронизации с внешеим или внутренним темпом. Регулятором Amount устанавливается общий уровень всех эффектов, это аналог ручек dry/wet.
Секция Arpeggiator в NI FM8
Секция арпеджиатора, с расширенными настройками (рис. 7).
Рисунок 7. Окно арпеджиатора в FM8
В разделе Master мы уже встречались с арпеджиатором, но там были его основные параметры типа включение и темп. В этом разделе находятся его расширенные настройки. Как видим, здесь присутствует сам секвенсор, который собственно и является арпеджиатором. Tо есть задает слитность нескольких нот, наподобие эффектов "glide" в секвенсорах. Accent - высталяет акцент на выбранный шаг паттерна. Note Order - устанавливает для текущего шага то, какая нота будет сыграна из взятого нами аккорда на входе арпеджиатора. Octave и Transpose отвечают за транспозицию выбранного шага. Для энтузиастов есть такая кнопочка Rnd - генерирует случайные события для выбранного параметра (слева от каждго трека).
Что касается других настроек арпеджиатора, то здесь видим Global, где есть всплывающее меню с уже готовыми пресетами и с возможностью сохранения пользовательских. Mode позволяет выбрать тип арпеджио. One shot - секвенция арпеджио проигрывается один раз, даже если зажата клавиша. Key Sync - старт секвенции и её остановка зависят от того нажата ли клавиша, при повторном нажатии арпеджиатор рестартует. Во всплывающем окне доступны 9 типов арпеджио. Hold - арпеджиатор продолжает играть даже если клавиша отпущена. Когда активирована кнопка Down арпеджио начинается с высшей ноты в аккорде, спускаясь вниз, когда она неактивна - наоборот.
В подразделе Tempo - настройки темпа и размерности. Здесь устанавливается сам темп, а также режимы триоли (triplet) и другой ритмический режим ноты с точкой (dotted). Note Length - задает в процентах от текущей размерности (1/16, 1/32) длину звучания ноты. Shuffle - "шаффловый" стиль или "свинг".
Expression определяет чувствительность к нажатию. Если Vel активна то все ноты играются с одинаковой силой. Split устанавливает полезную функцию разделения клавиатуры - когда часть нот идёт через арпеджиатор, часть проходит в "чистом" виде. Если активирован Bass, то все ноты ниже установленного порога (в окошке рядом с Learn) проходят в "чистом" виде. Если Bass неактивирован, то в "чистом" виде проходят ноты выше установленного порога.
Секция Easy / Morph в NI FM8
В этом разделе расположены упрощенные манипуляторы параметрами звука, а также инструменты для морфинга (рис. 8).
Рисунок 8. Окно упрощенных настроек и морфинга в FM8
Синтезаторы с частотной модуляцией (FM) довольно сложны в настройке. Для этого нужно не только понимать принципы синтеза в таких устройствах, но и иметь особое "чутьё" и опыт настройки. Разработчики идут навстречу пользователям и предлагают ряд упрощённых настроек для начального манипулирования параметрами звука. Посмотрим, что же можно "выжать" здесь из уже готовых пресетов.
Timbre Controls - управление параметрами тембра. Harmonic - изменяют гармоническую окраску, путём изменения частоты операторов. Detune - плавно изменяет тональность нескольких осциляторов, что придает "жирности". Brightness - изменяет "прозрачность" добавляя высокочастотную составляющую. Velocity - определяет степень изменения тембровой окраски в зависимости от динамики игры. Env Amt - определяет степень влияния огибающей Timbre Envelope на параметры тембра (Timbre).
Timbre Envelope - задает огибающую для тембра. Тип огибающей ADSR (Атака, Задержка, Затухание, Восстановление). Обращаю внимание на то, что все регуляторы здесь биполярны, т.е. есть как положительные, так и отрицательные значения.
Amplitude Envelope - огибающая выходного уровня параметра Output.
LFO - НЧ осциллятор, позволяет управлять некоторыми параметрами, периодически их изменяя. Разработчики ограничились здесь лишь тремя параметрами. Timbre - степень влияния LFO на тембровую окраску (что-то наподобие изменения фильтра). Vibrato - степень влияния на высоту звучания, создает эффект вибрато. Tremolo - степень влияния на громкость, соответственно эффект тремоло. Rate - управляет частотой этих циклических изменений.
На эту страничку также вынесен подраздел с эффектами, ниже - кнопка сброса (Reset) и применения параметров (Apply). Apply применяет все изменения, но сбрасывает все настройки в нулевое положение.
Morph - окно морфинга. Очень интересный инструмент! Он позволяет плавно переходить от звучания одного пресета к другому, либо же сочетать в себе специфику сразу четырёх пресетов. Он состоит из четырёх квадратов. Каждый квадрат - свой пресет. Загружаются пресеты в этот инструмент перетаскиванием их из браузера в окошечко морфинга на основной панели FM8 (рис. 9).
Рисунок 9. Миниатюрное окно морфинга для загрузки в FM8
Вот в эти маленькие квадратики мы загружаем до 4х пресетов. Можно загрузить в разные квадраты и одинаковые пресеты.
В самом окне морфинга есть квадратик с точечками вокруг него. Эти точечки - степень морфинга (Rnd Amt). Её можно сжимать и расширять с помошью регуляторов справа и сверху окна морфинга. Также можно двигать сам квадратик. Например, если загнать этот квадратик в угол, то будем иметь чистый звук, без морфинга того пресета, в каком углу находится квадратик. Если же увеличить степень морфинга до максимума и поставить квадратик чётко посредине окна морфинга, то будем иметь смесь из всех 4х пресетов. Normalize timbres - сбрасывает все квадраты в морфинге на начальные. Random Seed устанавливает тип "облака" морфинга, то есть распределение точек в рамках степени морфинга. Не все праметры пресетов подлежат морфингу. Например, арпеджио и огибающие не подлежат.
Секция Expert в NI FM8
Это окно открывает более расширенные настройки, позволяющие создавать собственные звуки, а также редактировать уже готовые (Рис. 10).
Рисунок 10. Окно экспертных настроек в FM8
Принцип синтеза в ЧМ (FM) синтезаторах довольно сложный. Сложность заключается в основном в том, что очень сложно предугадать какой получится звук при изменении того или иного параметра.
Основу составляет так называемая ЧМ-матрица (FM-matrix). Она изображена на рисунке 10 справа. Здесь устанавливаются связи между операторами, где определяется какой тип связи будет установлен между ними и в какой роли они будут выступать относительно других операторов (модуляторы либо модулируемые).
Операторы представляют собой осцилляторы, но с расширенными настройками, такими как, допустим Ratio - отношение частоты осциллятора к основной частоте сыгранной ноты. Кроме того тут есть, допустим, контроль модуляции амплитуды (Amp Mod) и огибающая амплитуды (Env). Но замечу, что это относится к операторам A, B, C ,D ,E и F. Операторы же X и Z имеют особый статус. В основе оператора Х лежит генератор шума, он берёт сигнал на входе, после чего сигнал проходит стадию насыщения (saturation) и затем, проходя через огибающую (envelope), изменяется во времени. Оператор Z представляет собой достаточно мощный фильтр. Тип фильтра устанавливается вручную. Быстрый доступ к операторам осуществляется в левой части снизу.
Кнопка Env открывает окно настройки огибающих (рис. 11).
Рисунок 11. Окно настройки огибающих в FM8
В этом окне настраиваются огибающие амплитуды для каждого из операторов. Причём, очень удобным является то, что сетка может быть как временной, так и подстроенной под темп (Tempo Sync).
Нажав кнопку Mod появляется окно настройки модуляции (рис.12).
Рисунок 12. Окно модуляции в FM8
Окно имеет две части - матрицу модуляции (Modulation Matrix) и два НЧ-генератора (LFO). В матрице модуляции можно выбирать источники модуляции (сверху) и обьекты для модуляции (справа). Внизу настраиваются НЧ-генераторы. Приятно радует наличие различных форм волны и синхронизация с темпом.
Кнопка Keyscaling открывает окно для установки амплитуды нот в рамках всего диапазона. То есть можно выставлять различную амплитуду в зависимости от ноты для каждого оператора в отдельности. Также здесь есть микроподстройка (microtuning), т.е. подстройка высоты каждой ноты на клавиатуре.
Следующая вкладка в разделе Expert - Pitch (рис. 13). Здесь, как ясно из названия, производятся настройки высоты звучания.
Рисунок 13. Окно Pitch в FM8
Вверху справа производится настройка типа для питчбенда (ручка плавной регулировки высоты). Здесь представлены несколько вариантов для случая когда на клавиатуре зажат аккорд. То ли будет изменяться высшая нота (highest), то ли низшая (lowest) или другие правила для изменения высоты звучания. Ниже - транспозиция (transpose) и точная подстройка (tune). Также здесь есть настройки для портаменто (portamento). Подробнее о портаменто и о ручке Analog было написано в разделе Master. Здесь те же настройки, только ручки другого вида.
Подраздел Amp Mod представляет собой матрицу модуляции. Здесь выставляются модулируемые и модулирующие контроллеры и параметры, но расположены они друг над другом, в две линии. Ниже расположена кривая огибающей высоты звука. А вверху справа находится ручка Env, которая отвечает за степень влияния огибающей на изменение звука. Чем больше это значение, тем огибающая сильнее влияет на высоту. Velocity имеет то же свойство, только в зависимости от силы нажатия.
Последнее окно экспертных свойств - Spect. Здесь можно увидеть как временную диаграмму или форму волны (WaveForm), так и спектральную или частотную "картину" текущего звука.
Подводя итог скажу что продукт получился довольно неплохой, работать с ним очень приятно. Радует немалый набор фабричных инструментов. Хотя FM8 достаточно похож на своего предшественника, но смело может носить статус успешного преемника FM7.