TranceGlobal Underground
Биография:
Уроженцы Британских островов Transglobal Underground сродни мощнейшим транснациональным корпорациям. Они говорят на таком количестве музыкальных языков и пользуются столькими стилями и направлениями мировой музыки, сколько смогла переварить их ненасытная творческая фантазия. Нетрудно догадаться, что за этим воплощением музыкального глобализма стояли люди разных культур. Ядро коллектива изначально составляли: вокалистка Наташа Атлас (Natacha Atlas; которая записывалась также с Jah Wobble, Apache Indian, а впоследствии - со своей собственной группой Atlas Project), клавишник Алекс Касиек (Alex Kasiek), барабанщик и программист Хамид Ман Ту (Hamid Man Tu), бас-гитарист, создатель сэмплов и родитель самой группы Каунт Дюбула (Count Dubulah).
За годы существования команды в ней успели побывать, быстро промелькнуть или надолго задержаться еще многие музыканты: перкуссионисты Goldfinger и Terry Neale, Neil Sparkes, Heitham Al-Sayed, Tax D, Tuup, Larry Whelan, Essam Rashad, Human Quica, рэппер Sheriff, Aki (будущий участник Fun-Da-Mental) и другие.
Проект вырос на почве беззаветной любви к танцевальным направлениям, авангарду, арабской и еще многим разновидностям этнической музыки. А в процессе рождения новых записей группы учитывались вкусы и культурные пристрастия каждого из участников. Фактически Transglobal Underground изобрели новый жанр - этно-техно, ассимилировавший веяния мировой музыки с электронными танцевальными битами. В современном мире, живущем на пересечении множества культур и традиций, этот конгломерат оказался весьма актуальным и влиятельным явлением. Творчество британцев отозвалось в работах таких необычных музыкантов, как, скажем, Талвин Синх (Talvin Singh) или Badawi, с их панкультурным саундом.
Первым творческим продуктом образованного в начале девяностых коллектива стал сингл "Temple Head" (1991). Опубликовать его взялся рекорд-лейбл Nation, ставивший перед собой довольно эфемерную по тем временем цель: издавать записи, которые сплавляли бы западную музыку с арабской, азиатской, африканской. "Temple Head" как раз и оказался таким сплавом. Трек вызывал восторг и замешательство одновременно. Ряд британских ди-джеев быстро вошли во вкус и включили трек в свои сеты. Другие, смущенные присутствием редкого инструмента табла и полинезийского вокала, просто ставили пластинку на 45 оборотов вместе 33. Но главная цель была достигнута: сингл не прошел незамеченным, поднявшись в британский Тор 40. Мало того, "Temple Head" получил неплохую раскрутку на британском Radio One и стал синглом недели по версии журнала "Melody Maker".
Предложение записать дебютный альбом последовало от другого лейбла, пронырливого Deconstruction Records. Студия сразу наполнилась многочисленными друзьями группы, электронщиками и этническими музыкантами (были тут и почтенный Tuup, и Jalal из Loop Guru). Пришла на прослушивание и новая вокалистка Наташа Атлас, недавно покинувшая Invaders of the Heart. Ее пение настолько понравилось присутствующим, что вопрос о солистке больше не поднимался: Наташа стала полноправным участником коллектива.
Когда работа над дебютным альбомом, символично названным "Dream of 100 Nations", подошла к концу, записью были довольны все, кроме Deconstruction. Руководству лейбла было абсолютно непонятно, что делать с этим безумным коктейлем, в котором встретились ди-джейство и индийская классика, реггей и бхангра, хип-хоп, андеграунд и поп-музыка 80-х. Концертный вариант Transglobal Underground удивлял не меньше их музыки: Ман Ту, Дюбула, Наташа Атлас, Goldfinger и Касиек, а также Tuup на подхвате. И это в то время, когда типичная британская данс-группа состояла из вокалиста и двух клавишников на заднем плане. Естественно, драматизированные живые шоу группы, оригинальные костюмы и прекрасная хореография встречали экстатический прием. Пока руководство Deconstruction медлило с публикацией альбома, музыканты выпустили второй сингл "I, Voyager" (1992) под эгидой своего первого лейбла Nation. "I, Voyager" - большой дебют блестящего перкуссиониста Нила Спаркса (Neil Sparkes), которого музыканты TGU будут регулярно приглашать в концертные сеты. После этого релиза лейбл Nation, опекавший также Fun-da-Mental и Loop Guru, попал в поле зрения прессы.
Наконец в 1993 году Deconstruction дал добро на публикацию LP "Dream of 100 Nations". Сочетание такого невероятного количества стилей нашло многочисленных приверженцев не только среди меломанов, но и в числе профессионалов. Ряд изданий назвали альбом лучшим дебютом года.
Неудивительно, что выпуском дальнейших релизов коллектива поспешил заняться лейбл-мэйджор Sony, который профинансировал запись второго лонг-плея "International Times". Альбом, к судьбе которого были причастны Protean и Taal Zaman, вышел в 1994 году, принеся поклонникам сплошное разочарование. Украшением записи стал разве что трек "Lookee Here" в отличном ремиксе Dreadzone.
Промо-кампания "International Times" проводилась с размахом. К этому времени базовый состав включал Ман Ту, Дюбула, Атлас, Спаркса и Аттиа Алан (Attia Ahlan). Но и этого им показалось мало. Вскоре на сцену начали выходить еще двое музыкантов - рэппер Colerdige и мультиинструменталист Ларри Вилан (Larry Whelan), а временами и еще один перкуссионист Satin Singh. В таком виде Transglobal Underground сделали свои первые вылазки в Европу, принятые с большим интересом. Помимо концертных вояжей, у команды была масса других форм реализации. Они заняли свою уникальную нишу среди ремиксмейкеров, специализируясь на индастриэл-группах (Grotus, Headbutt и т. п.).
Еще одну задачку задала музыкантам Наташа Атлас, пригласившая весь концертный состав для записи своего персонального дебютного альбома "Diaspora" (фактически неофициального альбома Transglobal Underground). В этой работе Наташа впервые попыталась облечь в адекватную форму свой многолетний интерес к арабской музыкальной культуре. Ее второй сольный альбом "Halim" (1997) еще больше отошел от традиционного саунда TGU, окончательно соблазненный арабской эстетикой. А спродюсированный Transglobal Underground сингл "Amulet" заставил арабскую аудиторию гораздо серьезней отнестись к Наташе, как к интересной соло-исполнительницы.
Что касается самих изобретателей этно-техно, в 1995 году они выпустили компиляцию "Interplanetary Meltdown", заполнившую паузу между студийными релизами. Альбом включал ремиксы на композиции из первых двух дисков и несколько live-треков. К ремиксам приложили руку Lionrock, Dreadzone, Sabres of Paradise, Drum Club, Youth и сами участники TGU. Летом музыканты отыграли сокрушительный живой сет на фестивале WOMAD '95.
А спустя год появился третий официальный студийный диск "Psychic Karaoke" (1996). Пожалуй, это была наиболее продуманная и тщательная работа команды. Открывающий альбом трек "Chariots" в лучших традициях ранних записей радовал прекрасным вокалом Атлас, вписанным в несложный ритмический рисунок, расцвеченный струнными и пианино. Песню "Lexicona" Наташа записала дуэтом с Nawazish Ali Khan. Однозначными хитами получились "Boss Tabla" и "Ancient Dreams of the Sky".
Состав участников, расширенный на время сессий до невероятного размера, после продолжительного гастрольного забега благополучно распался. Нил Спаркс и Дюбула собрали новую команду Temple of Sound. Впоследствии к ним присоединился Терри Нили (Terry Neale), чей альбом "Black Orchid" вышел в конце 98 года. Ларри Вилан нашел общую почву для работы с Banco de Gaia. А Наташа Атлас, которая окончательно сконцентрировалась на сольной карьере, продолжала появляться лишь в живых сетах TGU. Фактический уход основной вокалистки оказался особенно болезненным. Как будут развиваться события в дальнейшем, было совершенно непонятно.
Студийная работа была отложена до лучших времен, а пока они не наступили, коллектив существовал исключительно в сценическом виде. Репутацию феерической живой команды поддерживали и новые участники, например, Джонни Калси (Johnny Kalsi), перкуссионист и лидер труппы индийских барабанщиков The Dhol Foundation. Гастрольные дороги Transglobal Underground пролегли на многие тысячи километров. Группа открыла для себя Восточную Европу и Турцию и сделала первую вылазку в США.
Последовавший после этого вояжа альбом "Rejoice, Rejoice" (1998 год) вполне вписывался в эстетику TGU, основанную на трех китах: рэп, даб и восточные биты. Наиболее сильное впечатление производили композиции "Delta Disco" и "Son of Thingdrum". Однако страсть к смешению далеко отстоящих друг от друга культур достигла кульминации. На альбоме оставили свой след представители разных стран и континентов: Musafir, труппа музыкантов Rajasthani, The Dhol Foundation, барабанщики-виртуозы из западного Лондона, венгерские цыганские ансамбли Romanyi Rota и Kalman Balogh Group, а также Bapi Das Baul. Еще одна прекрасная работа группы сопровождалась невиданным до сих пор туром. К Transglobal Underground присоединились Tuup и ситарист Sheema Mukherjee, участвовавший в записи "Rejoice, Rejoice". Команда открывала массированные европейские шоу грандов рока Джимми Пейджа и Роберта Планта, покорила Центральную Европу и обзавелась многочисленной армией новых фанов.
К 1999 году собственные проекты Наташа Атлас начали отнимать у нее столько времени, что его уже практически не оставалось для команды. Но о разрыве отношений не могло быть и речи. Музыканты TGU были обязательным гвоздем программы во всех студийных сессиях артистки, отвечая и за ее третий студийный альбом "Gedida" (1999). Новый сингл Атлас "Mon Amie La Rose" приобрел огромную популярность во Франции.
Тем временем штатное расписание команды претерпевало очередные изменения. Пришли два новых участника - перкуссионист Гуржит Сихра (Gurjit Sihra) и вокалистка Дорин Тобикайл (Doreen Thobekile). Со своей отработанной концертной программой команда была желанным гостем в разных уголках мира: в Индии, Тунисе, Турции, Южной Африке, не говоря уже о Европе. Подготовленный в это время материал (и даже частично опробованный на публике) лег в основу следующего лонг-плея "Yes Boss Food Corner", который вышел в 2001 году. Как всегда, Transglobal Underground не перестают удивлять. Некоторые вещи звучат, как TGU старых добрых времен ("Secrets & Distant Dreams" или "One of Our Dholaks is Missing"), тогда как другие ('Step Across the Edge", например) демонстрируют совершенно другой подход к материалу. LP "Yes Boss Food Corner", в записи которого, кстати, приняли участие Роберт Плант и Питер Гэбриэл, выглядит очень по-западному, английские тексты чаще поются, чем читаются как рэп, а некоторые элементы аранжировок напоминают саунд Стинга.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
NATACHA ATLAS - TRANSGLOBAL UNDERGROUND (p) 2005 Mantra Recordings
Наташа Атлас давно и прочно обосновалась в ранге «див» и «примадонн». Красота, талант, шикарный голос - все в одном. Нынче такие барышни - раритет, нынче таких не делают. К тому же и артистизмом обладает изрядным: сказать, что «поет душой» - значит опошлить избитым словом суть дела. Наташа Атлас начинала свою карьеру в Transglobal Underground, которые ответственны за нынешний всплеск интереса к world-music. Благодаря им загадочная восточная культура стала чуть ближе западной: музыканты упаковали восточные гармонии в привычные западному уху размеры и последовательности, тем самым немало упростив процесс их потребления слушателем. Но вряд ли Transglobal Underground смогли бы привлечь к себе широкое внимание, не будь рядом с ними Наташи.
Достигнув творческого «потолка» в качестве вокалистки и главного украшения Transglobal Underground, Наташа Атлас ушла на вольные хлеба, однако связей с бывшими коллегами не порывала. Музыканты группы помогли ей с записью дебютного («Diaspora») и последующего за ним альбомов, ставшими началом самой головокружительной сольной карьеры в области арабо-европейской песенной интеграции.
Женщина яркой внешности с голосом ундины, Наташа Атлас поразила воображение и слух искушенной публики не только своим имиджем, но и уникальным синтезом восточной экзотики и клубной европейской традиции.
Видеография певицы не столь обширна, как могло бы показаться на первый взгляд - учитывая пять сольных и несколько выпущенных в составе группы альбомов. Но кое-что все же имеется. «Natasha Atlas - Transglobal Underground» - первый DVD певицы, призванный ознакомить публику с этапами ее карьеры.
DVD условно разделен на две части. Первая отведена под видеоклипы (включая те, что были выпущены во времена пребывания певицы в составе Transglobal Underground), вторая - под концертные съемки.
Скажем сразу, что особой художественной ценностью видеоролики Наташи Атлас не обладают - это просто еще один повод полюбоваться певицей. Совсем другое дело - «живое» выступление, записанное несколько лет назад в лондонском Union Chapel. Всего пять номеров, отснятых без какой-либо режиссерской придумки. Начальные кадры не обещают поклонникам зрелищных шоу каких-либо потрясений: музыканты играют медленно и плавно, певица так же не блистает особой активностью. Настоящее «шоу» начинается тогда, когда Наташа Атлас начинает танцевать танец живота - и от этого зрелища уже невозможно оторваться. Кажется, что музыканты специально затягивают песню только для того, чтобы певица танцевала подольше - что ж, они тоже люди, они тоже, как и зрители, оказываются околдованными этим фантастическим танцем.
«Natasha Atlas - Transglobal Underground» стоит посмотреть хотя бы из-за этих кадров: такое - можно не сомневаться - вы вряд ли когда-либо еще увидите.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Одни из известнейших представителей world music, с которыми начинала свою карьеру Наташа Атлас и которые были первой группой на лейбле создателя Fun-da-mental Аки Наваза Nation Records. Накануне концерта с Time Out Москва беседовал барабанщик группы Хами Манту.
Говорят, вам не нравятся такие определения, как world music и fusion. Почему?
Ну, в общем, да. Впечатления от fusion у меня не самые лучшие. К примеру, jazz-rock fusion начала 70-х был попросту соединением худшего в джазе с худшим в роке. Конечно, в свое время и Beatles, и Rolling Stones смешивали рок с восточными мотивами, но тогда никто не называл это fusion. Что касается определения world music, то оно выдумано, чтобы упростить жизнь посетителям музыкальных магазинов. Это ведь и не джаз, и не рок, и не фолк в чистом виде, эта музыка может принадлежать абсолютно любому стилю.
Как вы сейчас оцениваете роль Nation Records в становлении вашей группы?
Аки Наваз первый понял, какой потенциал в нас заложен, он первый поверил в нас. Он вообще большой энтузиаст и всячески продвигает интересную некоммерческую музыку. Мы стали частью этой семьи и оставались ею в течение нескольких лет. На этом же лейбле были и Asian Dub Foundation, и Swami, и Нитин Соуни, и Loop Guru, и Наташа Атлас, и, конечно, Fun-da-mental, и многие другие.
Вы играли со многими музыкантами со всех точек планеты. Что вас побуждало к сотрудничеству именно с ними?
Иногда это получалось спонтанно. К примеру, где-то в 1996 или 1997 году мы выступали в Венгрии, и один из промоутеров подбросил нам идею сыграть с цыганскими музыкантами. Это был очень интересный опыт, поскольку те ребята и сами смешивали различные стили. Они очень точно поняли наше настроение, и потому их влияние на одном из альбомов было довольно велико. Еще мы работали с болгарским трио Bulgarka, с которыми познакомились опять-таки во время гастролей. Нам очень понравилось, поскольку мы всегда любили болгарскую музыку и болгарскую манеру пения.
Что представляет собой ваша британская публика?
Трудно сказать на самом деле. К нам на концерты приходят совсем разные люди - любого возраста, социального положения, но больше, как ни странно, белые. Я даже не знаю почему. Может быть, оттого, что азиатское комьюнити в Англии довольно консервативно, может, потому, что мы все же играем танцевальную, а не классическую фолк-музыку. А она как раз оказалась тем самым мостом между Востоком и Западом, о котором в связи с нами и с другими группами Nation Records любят рассуждать.
Чего вы ждете от своего выступления в Москве?
Если честно, не задумывался об этом. Меня больше занимает погода. Сейчас мы приезжаем летом, и я очень надеюсь, что будет тепло. А то в прошлый раз мы были у вас в ноябре и было ну очень холодно...